Воронцо́вский дворе́ц расположен в г. Алупка (Крым) у подножия горы Ай-Петри.
Построен из диабаза, который добывался неподалеку от дворца. В настоящее время в дворце находится музей. При Воронцовском дворце находится парк — памятник садово-паркового искусства. С декабря 1824 года по апрель 1851-го Воронцовский парк в Алупке создавал талантливый немецкий садовод-ботаник Карл Антонович Кебах (Зигмаринген, 7.08.1799 — Ливадия, 5.05.1851).
Архитектура дворца.
Воронцовский дворец строился по новым (по сравнению с классицизмом) архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно движению гор, благодаря чему дворец очень органично «вписался» в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ.
Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI в. Расположение элементов идет от западных ворот — чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки.
Английский стиль органично сочетается с восточными мотивами. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет Бога кроме Аллаха».
История постройки.
Дворец строился с 1830 по 1848 гг , как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова.
Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора Edward Blore (1789—1879). Архитектор в Алупку не приезжал, но он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы (начинал дворец строиться по другому проекту — архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона).
На строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.
Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830—1834 гг.). Центральный корпус возводился в 1831—1837 гг. В 1841—1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В 1838—1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842 — 1846 гг.).
Самый большой объем земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848 гг. с помощью солдат саперного батальона при сооружении террас парка перед южным фасадом дворца.
Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.
История дворца после постройки.
До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых.
После прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован.
В середине 1921 г. Воронцовский дворец открылся как музей.
В 1941 г. началась Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как впрочем и из многих других музеев Крыма не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза спасал его старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Оккупанты вывезли много художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.
С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации.
В 1956 г. по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.
Территория дворца и прилегающего парка часто используется при съемках фильмов. Например, «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Сафо».