Река Кача образовала во Внутренней гряде крымских гор каньон. На его правой стороне высится скала, напоминающая своими очертаниями гигантский корабль. Если присмотреться к рисунку на носу корабля, можно увидеть подобие грандиозного креста, образованного скальными трещинами. Вероятно, отсюда и появилось название: Качи-Кальон - Крестовый корабль. Высота Качи-Кальона около 140 метров. В скальном массиве множество пещер, а на самом верху в большом гроте источник святой Анастасии, воды этого источника считаются целебными. В VIII—X веках у святого источника был основан большой монастырь. Сохранились остатки пяти церквей, множество келий и хозяйственных помещений, надгробные плиты и остатки оборонительных стен.
История Качи-Кальона.
Качинский каньон обжит человеком давно. На правом берегу реки у села Предущельное находится стоянка древнего человека эпохи позднего палеолита — Качинский навес. Недалеко от него у родника стоянка эпохи поздней бронзы, с наскальными рисунками Кеми-обинской культуры — Таш Аир (Отдельный камень). Чуть дальше пещерный монастырь Качи-Кальон. Здесь самые ранние следы пребывания человека датируются IV веком.
Древнее поселение появилось на перекрестке торговых дорог, служа приютом для путников и торговцев. Путь шел через перевал Кибит-богаз и соединял юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма. Здесь во множестве сохранились винодавильни (тарапаны) того времени, их даже без раскопок, насчитывается около 120-ти, что говорит об основном занятии его жителей. Они могли сразу обработать 250 тонн винограда. Видимо местное вино пользовалось большим спросом. Внизу у дороги было обнаружено гончарное производство, где производили амфоры, кувшины, фляги, пифосы и черепицу. Заливая вино в керамическую тару, виноделы продавали и обменивали его у соседей и проезжих купцов.
Над поселением в большом гроте с родником в VIII—X веках возникает монастырь. Возможно, он был основан выходцами из Византии. Это были времена иконоборчества, когда многие иконопочитатели бежали в Таврику, основывая монастыри и неся с собой культуру своей родины. С годами монастырь разрастался, расстраивался. Появилось несколько церквей и часовен.
После захвата Крыма татарами монастырь был разрушен, жизнь в поселении начинает постепенно замирать. Забрасываются гончарные мастерские, слабеет виноградарство и виноделие. Но местное христианское население все же сохранило свою религию. В трудные времена ряд монастырей и храмов сохранял связи с русской православной церковью и получал из Москвы помощь. Из грамоты царя Бориса Годунова (1598 г.) известно, что в числе получивших такую помощь была и церковь Св. Анастасии, которой была оказана денежная поддержка, а также пожалованы образа и свечи.
Монастырь и поселение вокруг него просуществовали до 1778 года, когда произошло массовое переселение христиан в Приазовье. Из деревни Качи Кальон было вывезено 77 человек.
После присоединения Крыма к России начинается восстановление старых церквей. Отремонтировал церковь помещик Г. Хвицкий, которому в 19 веке принадлежала эта земля. Возобновилась служба. У дороги была построена новая церковь, тоже названная в честь святой Анастасии. Указом Синода «О восстановлении церквей и святых мест в Крыму» церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы объявлены «киновией» и приписаны к Успенскому Скиту. После смерти Г. Хвицкого, церковь по завещанию отошла Успенскому скиту.
Свято-Анастасьевская киновия просуществовала довольно долго. В 1921 году Успенский монастырь был закрыт, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Во времена коллективизации, ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт.
В конце прошлого года в ущелье на западной стороне Качи-Кальона Успенским монастырем образован мужской монашеский скит святой Анастасии Узорешительницы. В скиту живет и работает несколько послушников, службы проводит священник Успенского монастыря.
По всему следованию пути в скалах вырублено большое количество пещер. В полах пещер выдолблены виноградодавильни и хозяйственные ямы. Всюду встречаются высеченные на камне кресты. Большинство из них довольно ранние, вписанные в круг, равноконечные с расширяющимися концами. Другие более поздние стилизованы под виноградную ветвь. Прямо под открытым небом жернов, для помолки пшеницы.
На открытой площадке следы древнего монастырского кладбища, кругом встречаются остатки каменных двускатных надгробий, покрытых резьбой. Здесь была стена с башней и воротами, защищающая подходы к поселению с северо-запада. Время не пощадило ее, и теперь она сильно разрушена. На каменном обломке выбит церковный алтарь, это все что осталось от главной святыни городища — храма Святой Анастасии. Церковь была построена в византийскую эпоху и существовала вплоть до 1778 года. В XIX веке она была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Рядом с церковью, в соседнем скальном обломке, вырублена усыпальница, на стене которой высечен символизирующий вечность крест в круге.
Вверху за выступом скалы открывается Четвертый грот — удивительное по грандиозности и величию творение природы. Его каменные стены высотой 70 метров напоминают свод готического собора. В центре обложенный камнями источник в углублении похожем на крестильню. Над ним высечен большой крест с расширенными концами и три ниши, в которых стояли иконы Богоматери, Св. Анастасии и евангелиста Матвея. Перед ним причудливой формы вековое черешневое дерево. Вокруг множество пещер, расположенных в три яруса. Все они имели деревянные пристройки, соединялись мостиками и переходами, от которых в камне до сих пор сохранились пазы.
Юго-восточная сторона Четвертого грота завалена огромными глыбами, некоторые из них повисли над обрывами. За ними узенький карниз ведет к Пятому гроту. Место это называется Кыл Копыр (Волосяной мост), без специального снаряжения по нему не пройти. В гроте с десяток пещер, в восточном краю большое углубление, для воды.
От грота крутая тропинка приведет к церкви святой Анастасии, расположившейся у дороги. Эта церковь пещерная лишь наполовину: алтарь высечен в скале, а основная часть выстроена из камня, купол деревянный.
Сегодня Качи-Кальон пустует, все наземные постройки давно разрушились и заросли травой, остались лишь пещерные храмы и святой источник.